По мере общего развития ребенка, у него постепенно развивается стремление к познанию внешнего мира. Ребенок редко удовлетворяется одним лишь поверхностным разглядыванием предметов и явлений, окружающих его, и старается, насколько возможно, близко ознакомиться с ними. Встречаясь с красивыми представителями растительного и животного царства, с минералами т.п., ребенок, – стремиться при всяком удобном случае, приобрести некоторые экземпляры и сохранить их надолго.
Иногда дети до того увлекаются прекрасными произведениями природы, что становятся страстными «собирателями» их, иногда в ущерб своим школьным занятиям. По поводу этого рассказывают о знаменитом естествоиспытателе Линнее следующее: в ранней юности Линней совершенно пренебрегал своими школьными обязанностями, самым излюбленным его занятием было блуждать по лесу, по полям и собирать попадавшиеся ему по пути растения, минералы, камни и прочее.
Возвращаясь, домой с такой добычей, мальчик с необыкновенной любовью разглядывал, сортировал и изучал ее, не прибегая к посторонней помощи.
Отцу его такая любовь к природе казалась бессмысленной, и он стал помышлять о том, чтобы поместить сына в башмачную мастерскую…
К счастью, его затее помешал интеллигентный человек, со стороны наблюдавший в течение продолжительного времени маленького Линнея. Этот человек оценил любовь мальчика к природе, заметив в нем необыкновенную любознательность и способности, и позаботился о его дальнейшем образовании.
Благодаря своим врожденным богатым способностям и бескорыстной любви к природе, Линней впоследствии сделался знаменитым ученым, совершившим переворот в науке.
Далеко не все юные натуралисты, всей душой любящие природу, сделаются в будущем Линнеями, – во всяком случае, стремление поближе изучить явления природы следует, во что бы то ни стало поощрять в ребенке.
Собирание различных коллекций полезно для него во многих отношениях, если, конечно, производится под руководством опытного лица.
При этом упражняться все органы чувств ребенка, развивается наблюдательность и изящный вкус. Ребенок, не приучившийся к этому, не имеющий влечения к собиранию коллекций, равнодушно гуляет по зеленому лугу, не видя в нем никакого интереса для себя; между тем, как юный натуралист-собиратель – в сплошной зелени того же самого луга сумеет разглядеть различные виды трав, разнообразные красивые цифры и пр.
Кроме того, прогулки, совершаемые по лесам и полям, с натуралистической целью, приносят детям громадную пользу, – они гуляют в таких случаях не по заказу, а с любовью и охотой, стараясь не прозевать ничего по пути!
Глаза детей загораются – при виде каждого красивого жучка, растения, камня и пр. Собранные на прогулках предметы дети, по возвращении домой, приводят в строгий порядок. Камни, растения, бабочки, жучки, все внимательно пересматриваются и группируются в собственных папках или коробочках.