Немногим более столетия назад только 5% населения земного шара жило в городах и всего 2% – в городах с населением более 100 тысяч жителей. Сегодня же треть жителей планеты – горожане. В нашей стране постоянно увеличивающееся городское население, по прогнозам, составит к 2000 году 70-75% от общей численности. Сколько интересного можно встретить в городе: театры, музей, красивые дома, зоопарк. Казалось бы, что может быть здесь опасного? Ведь это не тайга, где человека подстерегают холод и бескрайние пространства. И, тем не менее, в городе можно встретиться со многими опасностями. Готовы ли к этому городские жители и ты, наш читатель?
Для оценки способностей к преодолению трудностей сравним охотника из сибирской тайги, туземца из далекого поселения и современного городского жителя.
Во-первых, каждый туземец и любой охотник, умеет добыть огонь, наловить рыбы, смастерить капкан, построить шалаш, оказать помощь раненому… сельский житель почти все может сделать для себя сам и знает, как себя защитить.
Горожанин же чаще всего является специалистом в узкой области знаний, навыков.Неслучайно во время войны лучшими снайперами и разведчиками становились жители лесных поселков, и особенно охотники.
Во-вторых, в сельской местности большинство людей хорошо знакомы друг с другом, знают повадки зверей и птиц в окружающих лесах. Появление чужака сразу будет замечено, а для местных жителей это сигнал к повышенной осторожности. Поэтому враждебному чужаку трудно подобраться незаметно к лесному поселению. Да излому туземцу сложно осуществить свои намерения, поскольку все на виду.
Горожанин, к сожалению, не всегда знаком даже с ближайшими соседями. Встретив на улице незнакомца, никогда не знаешь, хороший это человек или плохой. Кроме того, в условиях города человек может менять свою социальную (общественную) роль многократно в течение дня. Он может быть водителем и пассажиром, пешеходом и клиентом, начальником и подчиненным. Человек за рулем автомобиля зачастую агрессивен по отношению ко всем переходящим дорогу. Они искренне считает, что все проблемы дорожного движения связаны с невыполнением пешеходами . Но стоит этому человеку покинуть автомобиль, то есть стать пешеходом, как он начинает во всех бедах винить именно водителей.
Другой пример. Человек спокойно идет по улице. Он выполняет социальную роль солидного мужчины. Этот человек прилично одет, трезв, не проявляет агрессивных намерений и вроде бы не представляет никакой угрозы для окружающих. Но вот мужчина подошел к автобусной остановке, и роль прохожего сменилась, ролью пассажира, независимо от того, вошел он уже в автобус или нет. Куда девалась солидность?! Как пассажир, он сразу начал борьбу за место в автобусе. Используя грубую физическую силу, мужчина расталкивает других пассажиров. Подъезжая к своей остановке, такой человек будет двигаться к выходу из автобуса, совершенно не обращая внимания на остальных пассажиров, воспринимая их как обычные препятствия, которые нужна преодолеть. Про таких говорят: идет как танк. Главное, не попасться на пути у такого танка. К таким изменениям в людях нужно быть постоянно готовым.
Поведение одного и того же горожанина резко отличается в утренние и вечерние часы. Утром, спеша на роботу, он сосредоточен на достижении собственной цели, погружен в себя и невнимателен к окружающим. Вечером – часто раздражен и агрессивен. Специфика города – большие расстояния, преодоления которых утомляет человека. Утомление вызывают и повышенный шум, и большое скопление людей. Человек нередко испытывает стресс. Все это делает его поведение непредсказуемым и опасным. Поэтому не надо полагается на то, что все окружающие – это люди. Знающие и выполняющие правила поведения в общественных местах. К сожалению, ожидать всегда надо худшего.
Какой транспорт у крестьян, охотников или индейцев? Ноги да лошадь. Далеко на этом транспорте не доберешься, зато с ним мало проблем. А в больших городах улицы давно превратились в дороги для машин, которые угрожают пешеходам. То и дело возникают транспортные пробки, в которых можно потерять не только время, но и здоровье.
Вечерние занятия, посещения друзей, театров, концертов вынуждают горожан возвращаться домой в опасно позднее время.
В городах много фабрик, заводов, имеющих опасные производства, загрязняющих окружающую среду отходами, сложных подземных коммуникаций, в которых не исключены всевозможные аварии. Из-за поврежденных подземных коммуникаций могут происходить обвалы домов.
Конечно, в деревне или поселке таких проблем нет. Но там есть свои опасности и трудности, к которым не всякий человек приспособлен, например, приходится вставать затемно на утреннюю дойку, плоть и поливать огород до седьмого пота.
В городе тяжелее переносятся природные ненастья и стихийные бедствия. Так, например землетрясения ли наводнения в городских условиях – при большом скоплении людей и довольно тесной застройке – много опаснее, чем в сельской местности.