Технология изготовления тростевой куклы

тростевой куклыТростевая кукла более совершенна по своим движениям, но и более сложная в устройстве. Руки куклы движутся при помощи тростей, голова – при помощи центральной трости, называемой гапитом. Тело тростевой куклы имеет свою анатомию. Материалом для неё может служить дерево или толстая проволока (рис.13). Основу скелета составляют плечи, в середине которых должно быть отверстие для шеи, а по бокам шарнирно прикрепляются руки. Они также делаются из дерева или проволоки, из двух частей со сгибом в локте (2).

Материал тростевой куклы

Чтобы в этом сгибе рука куклы не проворачивалась больше, чем следует, в проволочном варианте делается простой и остроумный шарнир (рис. 14).

шарнир

В деревянной же руке это решается ещё проще: и в локте и в плече шарниром служит кусочек кожи. Возможно изготовление мягких рук. Верёвка обтягивается двумя валиками поролона для того, чтобы рука перегибалась в локтевом суставе (рис.15).

локтевой сустав куклы

Одной из главных частей конструкции куклы являются трости. Правильно выполненные, они могут придать движениям и жестам куклы большую выразительность, что и составляет главное достоинство тростевой куклы.

Делают трости также из дерева или металла (например, из спиц зонта). Они не должны вибрировать, так как эта вибрация передаётся рукам куклы. Трости шарнирно крепятся к кистям рук, иногда к предплечью, в зависимости от характера предполагаемых жестов. Когда трость крепится к предплечью, её гораздо легче замаскировать, но жест делается более ограниченным. К тому же, чтобы рука не вывернулась локтем верх, приходится помещать около него какой-то груз (рис. 13).

Прикрепляется трость к руке, как показано на рисунке. Голова куклы, имеющей рост от 60 до 90 см, насаживается на пропущенный сквозь отверстие в плечах гапит, который актёр держит в руке (6). Благодаря этому кукла легко поворачивает голову во все стороны. Очень хорошо соединить гапит с плечами с помощью шарикоподшипника (7). Иногда требуется, чтобы кукла наклоняла голову или сгибалась в талии, тогда делают перерезанный гапит, состоящий из двух частей, соединённых двумя плотными резинками, куском резиновый трубки или упругой спиральной пружиной (8). Сгибается такой гапит рукой или с помощью нитки, прикреплённой к подбородку куклы.

Вообще существующие гапиты можно условно разделить на два типа: немеханизированные и механизированные. Наиболее просты по своему устройству первые. Они применяются в перчаточных и тростевых куклах, а также в верховых марионетках. Самые простые гапиты представляют собой трость, один конец которой берётся рукой актёра, а второй закрепляется в голове куклы. Стержень гапита пропускается в отверстие плечей тростевой куклы (рис.16) или свободно проходит через воротник перчаточной куклы (рис. 17) и может вращаться вокруг своей оси.

стержень плечей куклыстержень через воротник куклы

У верховой марионетки гапит укрепляется в голове или в любой другой части тела, причём он может проходить или не проходить через корпус куклы (рис. 18).

корпус страуса

Гапит-трость открывает новые свойства куклы для передачи поведения и эмоций персонажа. Втягивая в корпус куклы, или вытягивая из него гапит, т.е. удлиняя или укорачивая шею, актёр может передать гамму чувств персонажа от высокомерия или удивления до испуга и трусливости. Этим же приёмом осуществляется вдох и выдох куклы.

Гапит-трость незаменим при передаче походки героя. Например, актёр может нести прямо и неподвижно голову куклы, а корпус слегка поворачивать с каждым шагом вокруг гапита.

На характер поведения персонажа оказывает влияние длина гапита: при коротком (рис. 19) кукла может раболепно склоняться, тогда как при длинном – ходить «как будто проглотил аршин». Длинный гапит помогает актёру управлять головой куклы второй рукой, а на его нижнем конце удобно монтировать рычаги и коромысла управления мимикой.

короткий гапит

Небольшое усовершенствование гапита, а именно: изготовление его из двух частей, соединённых эластичным элементом (отрезком резиновый трубки – рис. 20), обеспечивает наклон головы с незначительным движение корпуса и покачиванием головы из стороны в сторону.

резиновая трубка в кукле

При изготовлении кукол животных бывает полезно применить несколько гапитов (рис. 21)

Несколько гапитов в кукле

Механизированный гапит тростевой куклы

Голова куклы насаживается не прямо, а на промежуточную часть – бобышку. Последняя скрепляется с гапитом горизонтальной осью, а в движение голова приводится приводным приспособлением – поводком (рис. 22). Кукла обретает способность наклонить голову независимо от корпуса, но при поворотах головы недостатки остались теми же.

Голова куклы с поводком

Иногда при очень длинных гапитах проволочный поводок пытаются заменить двумя тяжами из рыболовной лески (для облегчения веса куклы). Они закрепляются на бобышке по обе стороны от оси и идут вниз к коромыслу, которое может вращаться вокруг своей оси и изменять тем самым натяжение то одной, то другой лески (рис. 23).

Голова куклы с лесками

Голова при этом становится менее подвижной, а лески со временем вытягиваются, что приводит к рывкам при изменении направления движения головы. Компенсировать удлинение тяжей удаётся, если ось коромысла пропустить не в отверстие в гапите, а в продольную щель так, чтобы коромысло могло скользить вдоль щели вверх и вниз (рис. 24). При параллельном смещении коромысла вниз тяжи натянуться, а люфт растянувшихся тяжей ликвидируется.

коромысло

Более усовершенствованный гапит (рис. 25). Движение головы не зависит от плеч и корпуса куклы. Для этого бобышку накладывают на закруглённой конец гапита, чтобы она могла скользить по шаровый поверхности в любом направлении. Чтобы бобышка не отваливалась от стержня гапита, её стягивают сыромятным ремнём, пропущенным через осевые отверстия в бобышке и в стержне.

усовершенствованный гапит

Бобышка приводится в движение поводком, нижний конец которого закреплён на поводковом кольце. Кольцо вращается вокруг и скользит вдоль стержня гапита. Это движение передаётся бобышке, которая скользить по сферическому концу гапита и обеспечивает повороты и наклоны головы вперёд.

На поводковом кольце располагаются один над другим две дужки рычажки, к которым подвязываются тяжи от механики рта и глаз куклы. Таким образом, голова и мимика куклы управляются одной рукой актёра.

Описанный гапит настолько удачен, что нижний узел приобрёл значимость стандарта и унифицировал способ управления гапитами: При переходе одного гапита на другой актёру уже не нужно заново овладевать гапитом. Иногда при большом количестве тяжей управления мимики рукоятку гапита делают в форме сапожка, в который монтируют кнопки управления (рис. 26).

кнопки управления

Более долговечным и надёжным является усовершенствованный гапит. Он отличается от предыдущего гапита лишь верхней частью, а именно: на стержень гапита насажена шея куклы, легко вращающейся вокруг него. Голова куклы крепится к шее осью, которая гарантирует наклоны взад и вперёд, а управляющий поводок монтируется непосредственно к самой голове. Чтобы голова в свободном состоянии не падала вперёд, её удерживает от этого эластичный амортизатор (пружинка или резина).

У этого гапита характер наклона головы изменился – голова склоняется не у нижнего основания шеи, а у верхнего. Кукла на таком гапите опускает взгляд вниз с некоторой, высокомерностью, замкнутостью и не способна выражать активное внешнее внимание взглядом. Но зато с помощью этого гапита легко управлять даже самыми крупными (более 25 см в диаметре) куклами. Если наклон головы должен выражать лакейское подобострастие или бандитскую сутулость, то верхний угол делают, как показано на рисунке (рис. 27).

сутулость куклы

Кукла с таким гапитом хорошо озирается по сторонам. Интересный наклон даёт конструкция, изображённая на рис. 28, в которой голова склоняется одновременно у нижнего и верхнего оснований. Такой наклон может выражать в зависимости от скорости, или степень упрямства или умеренное прочтение.

конструкция наклона головы куклы

Склонять голову набок может гапит, изображённый на рис. 6, благодаря замене одного поводка двумя и изменению поводкового кольца, которое может поворачиваться вокруг горизонтальной оси подобно коромыслу. Для этого поводковое кольцо одевается на промежуточную втулку со впалыми полуосями.

Обычные повороты и наклоны выполняются так же, как и в предыдущих случаях, – вращение и перемещением поводкового кольца вниз, а склонение головы в стороны наклоном кольца-коромысла в одну из сторон. Соединение бобышки ос стержнем гапита должно обеспечивать наклоны головы во все четыре стороны, поэтому оно выполняется так, как показано на рис. 29 (разрез А-А), где соединение изготовлено из отрезка вакуумного шланга.

соеденение гапита и бобышки

Крайне редко, но все же встречаются гапиты, в которых привод головы приходится делать гибким из тонкого стального тросика (рис. 30).

привод головы куклы

Это бывает тогда, когда гапит должен иметь искривлённую форму. В таких гапитах голова куклы управляется тремя тяжами: два из них поворачивают шею вокруг стержня гапита, а третий наклоняет её вперёд. Тяжи управления оканчиваются на поводковом кольце несколько изменённой конструкции, которая позволяет сохранить прежний способ управления. При нажиме большим пальцем на лунку поводкового кольца, актёр наклоняет голову куклы вперёд, при поднятии лунки вверх натяжение лески ослабевает, и под действием амортизатора голова возвращается в прежнее положение. Во вращение голову приводит поворот подковообразного кольца вокруг гапита под действием поворотных тяжей.

Тростевую куклу на гапите с тяжами можно сделать сгибающейся в талии. Для этого она собирается из двух частей, соединённых шарниром на месте перегиба. Нижнюю часть лучше сделать трубчатой, чтобы в ней можно было спрятать возвратную пружину. Которая фиксирует куклу в выпрямленном состоянии и восстанавливает его после сгиба талии. Наклон в талии совершается лёгким натягиванием вперёд за трости рук куклы. Чтобы в согнутом положении гапита не происходило провисание тяжей, их пропускают в кольца на концах оси шарнира талии.

Применение кукол большого размера остро ставит вопрос о весе куклы. Иногда удаётся помочь актёру удлинителем гапита, нижний конец которого упирается в карман перекинутого через плечо ремня. Актёр в этом случае принимает вес Кулы на свой корпус, ослабляет нагрузку рук и высвобождает их для управления механизмами куклы (31). Правда, подвижность куклы при этом значительно уменьшается.

механизм управления куклой

Мы рассмотрели основные конструкции театральных гапитов, способных воплотить довольно разнообразные характеры персонажей спектакля. Они прошли многолетние испытания в практических условиях театра и зарекомендовали себя как надёжные и долговечные в эксплуатации. Техника и технология их изготовления проста и не требует сложного оборудования и дефицитных материалов.

Эти рекомендации не могут остановить  процесса конструирование новых гапитов для получения новых эффектов, не заложенных в прежних конструкциях. Но и в этом случае знание уже известных гапитов облегчит задачу конструктора, т.к. поможет использовать подходящие узлы, хорошо зарекомендовавшие себя на практике.

Рассмотрим простейшие гапиты, применяемые в театрах

Гапит изготавливается из дерева или металлических трубок.

  1. Гапит, дающий только поворот головы влево и вправо (рис. 32). Бобышка (1), на которую насаживается голова, свободно вращается вокруг стрежня гапита. Металлическим стержнем (2) она жёстко крепится с ведущим кольцом (3), которое проводится в движение пальцами руки.
  2. Гапит, дающий движение головы вверх, вниз, налево, направо (рис. 33). Принцип выполнения тот же, но усложнённый узлом движения. Бобышка головы теперь крепится отдельно от основного стержня с помощью узла, изображённого на рисунке 34. Размеры гапита зависят от величины куклы и её назначения в спектакле.

простейшие гапиты

Конструкцию можно подобрать по размерам так, чтобы кукла могла свободно наклонять голову вперёд, т.е. оставить запас между рукояткой и движущим кольцом. Если кукла выполняет мимирующие движения, то тяжи от механизма (глаз, рта и пр.) можно пропустить внутри основного стержня гапита.

В этих случаях удобно использовать трубки. Если вы хотите, чтобы ваша кукла могла закрывать и открывать глаза или водить ими налево и направо, можно использовать следующую конструкцию (рис.35а).

Шарики – заготовки для глаз – насаживаются на определённом размерами головы расстоянии на горизонтальную ось, которая жёстко крепится к стенкам головы. Затем к креплению, соединяющему глаза (1) привязывается тяж, который пропускается через верхнюю петлю (2) и выводится вниз. Крепление (1) соединяют пружиной (3) к подбородку. Аналогично делается механизм для рта.

Для того чтобы глаза двигались направо-налево, необходимо закрепить их на вертикальных осях, соединённых между собой жёстким креплением, чтобы поворот происходил единовременно. К этому креплению провязываются тяжи с двух сторон и пропускаются через петли в боковых стенках головы. Для возврата в нормальное положение укрепляются за те же петли-пружины. Таким образом, если тянуть за правый тяж, глаза повернуться влево и наоборот.

В этой системе можно использовать и горизонтальную ось (рис. 36). В этом случае крепление (1) должно быть подвижным, а крепление (2) неподвижным. Ось (3) крепится жёстко. В остальном остаётся тот же принцип.

конструкция глаз куклы

 

Ранее мы рассказывали о том, какие бывают кукольные сцены-ширмы и дали общие сведения по изготовлению перчаточных кукол и театральных кукол вообще.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>