Начальной стадией в работе над куклой является создание рабочего эскиза. Эскиз – это рисунок куклы. Он определяет её размеры, внешний облик, характер, костюм, цвет и материал, из которого она должна быть сделана. При составлении эскиза необходимо учитывать следующие факторы:
- Специфические особенности декоративно-прикладного искусства.
- Свойство материала
- Технику и технологию процессов обработки выбранных материалов.
Декоративно-прикладному искусству противопоказаны излишне усложнённые ракурсы. Предметы преподносятся со стороны дающей чёткий и выразительный силуэт. Предельная обобщённость, даже схематичность формы и подчёркнутость основных деталей характерны для рисунка в декоративных композициях. В целях обобщения нередко сознательно нарушается масштабность, преувеличиваются наиболее характерные и существенные признаки изображаемых предметов и явлений.
В результате возникает выразительный образ. Все это не означает ухода от реализма, ведь сохранена суть предмета. Нужно отказаться от второстепенных потребностей и передать форму и пластику лаконично и просто, характерными признаками. Из облика предмета необходимо отобрать все самое типичное и, подчёркивая это, создать стилизованный образ. При работе необходимо учитывать, из какого материала и в какой технике будет выполнено изделие, чтобы с наибольше силой использовать возможности и выразительность материала.
Из чего и как делаются головы театральных кукол
Куклы – это не уменьшенные копии людей и животных, в них должно быть утрировано, передано в стиле гротеска только самое главное, самое характерное, самое яркое. Поэтому важно продумывать не только её внешний вид, но и характер движений, который с наибольшей выразительностью передаёт образ.
При создании кукол разных видов очень часто используется техника папье-маше, в которой выполняются головы, руки, ступни кукол.
Делая голову куклы, не надо скрупулёзно прорабатывать детали лица: морщин, мелких складок. Формы должны решаться крупно, обобщённо. Особенно утрированно-выразительным должен быть профиль с резко подчёркнутыми главными формами. Лицо куклы недолжно слишком ясно выражать какое-нибудь чувство, эмоцию. Оно должно быть нейтральным.
Но какое-то общее направление, общая характеристика лица все же мягко должна быть выражена, скажем, в общем грустное или недовольное, в зависимости от общей характеристики данного героя.
Кукольные головы, как отмечалось выше, делаются из папье-маше. Работа эта может выполняться двумя способами: оклейкой гипсовой или пластилиновой модели снаружи или выклейкой по гипсовой форме снятой с модели. Первый способ подкупает своей простотой, но он неизбежно влечёт за собой увеличение, а значит и некоторое искажение головы по сравнению с моделью, сглаживание основных черт.
При первом способе слегка подсушенную глиняную или охлаждённую пластилиновую модель головы оклеивают слой за слоем мелкими клочками бумаги. После оклейки голове дают просохнуть не менее суток, затем отрезают острым ножом затылочную часть (или разрезают пополам) и вынимают осторожно всю глину (или пластилин). После этого обе половинки склеиваются. Затем голова раскрашивается масляными красками. Не красят только ту часть, которая впоследствии будет покрыта волосами.
Волосы можно делать из пряжи, растрёпанной бечёвки, мочала, шёлковых ниток, искусственного меха с длинным ворсом. Не делают только из настоящих волос, так как при этом возникает нежелательный контраст натурального с условным окружением. Иногда волосы можно просто нарисовать или вылепить их вместе с другими деталями головы, а затем раскрасить. Аналогично изготовлению головы выполняются кисти руки и стопы.
Как делать руки и стопы для театральной куклы
Помимо техники папье-маше возможны ещё два способа изготовления кистей рук. Первый способ самый простой. Для этого надо сшить ладошки в форме варежки.
Второй способ – сделать проволочный каркас руки и обтянуть ватой, сверху нанести тонкий слой клея.
Перчаточные куклы
Основой петрушечной куклы является внутренняя перчатка. К ней крепятся голова и руки, последней части через патронки, т.е. картонные трубочки, которые немного удлиняют пальцы кукловода.
Каждая разновидность куклы, в зависимости от того, в какой комбинации располагаются в ней пальцы, требует особого покроя перчатки. Перчатка должна делаться точно по руке кукловода.
Костюм, одеваемый поверх перчатки, шьётся с таким расчётом, чтобы по возможности исправить неизбежную кривобокость куклы, определяемую формой кисти руки кукловода. В этом случае можно использовать подбивку ватой, но увлекаться этим не стоит: вата может затруднить движение пальцев кукловода и сделать куклу менее подвижной. В кукольных спектаклях принимают участие и животные. Чаще всего их делают в виде петрушечных кукол, т.к. отсутствие на них одежды не позволяет маскировать трости, а с другой стороны, четыре ноги и горизонтальное положение туловища дают им особое преимущество. Схема работы такой куклы обычно сводится к тому, что головой и шеей управляет рука кукловода, а туловище поддерживается тростью.
При изготовлении перчаточной куклы необходимо учитывать то, что этот вид кукол имеет несколько увеличенную по сравнению с туловищем голову и кисти рук. Голова может быть выполнена в технике папье-маше, выточена из дерева, пенопласта и других материалов, могут быть использованы геометрические фигуры (шар, куб). Также делают тряпочные головы, набитые ватой, кусочками ткани и пр. руки можно делать такими же способами, не обязательно, чтобы голова и руки были выполнены в одной технике. Необходимо предусмотреть также отверстие для пальцев или для картонной патронки, которая будет одеваться на указательный палец (голова), большой и средний (руки).
Затем выкраивается рубашка для куклы. Выкройка накладывается на изнаночную сторону ткани, обводится, вырезается. Обе половинки сшивают и надевают рубашку на куклу. Шея куклы пришивается к патронке, рубашка пришивается к шее. В руки также вставляются патронки и подшиваются в рукава.
Особенности изготовления зверей для театра кукол
Туловища зверей делают из очень мягкого меха или из трикотажа, байки, плюша или иной ворсистой ткани.
Один из вариантов изготовления такой куклы заключается в следующем. Нужно отрезать кончик носка и вшить в разрез красную ткань, имитирующую рот. Пришить глазки (пуговицы, бусинки, кусочки кожи), можно вшить язык. Сверху приклеить волосы из искусственного меха.
О том какие ширмы можно использовать для кукольного театры, мы говорили в этой статье.