Как сделать надводный буксировщик своими руками

По волнам на торпеде буксировщикаЛето замечательное время года. Звучат у воды звонкие голоса, веселые компании затевают различные игры. Вот и предлагаем к ним техническое оснащение – самодельный автономный буксировщик, напоминающий торпеду. Он способен взять на буксир одного-двух человек, а то и небольшую лодку. А, кроме того, безопасен и прост в управлении, бесшумен и наверняка доставит массу удовольствий. Правда, заметим, буксировщик – достаточно сложное устройство. Для его изготовления потребуются электродвигатель постоянного тока и автомобильные аккумуляторы, а ряд деталей – кнопку включения, винт, герметичный корпус для электродвигателя, коробки для аккумуляторов – придется делать собственными руками. Предстоит выполнять токарные и слесарные работы, электросварку. Словом, потрудиться над буксировщиком лучше всего дружным коллективом и, естественно, под наблюдением взрослых. Попросите родителей, помочь вам в этой сложной, но увлекательной затее.

С чего начинать? Раздобудьте автомобильные аккумуляторы и подходящий электромотора. Аккумуляторы подойдут любые (например, Аккумулятор 6СТ40), не обязательно новые, но работоспособные. Желательно, чтобы они были не очень тяжелые, что зависит, как известно, от их емкости. Заранее нужно продумать, где и как вы будете подзаряжать аккумуляторы.

Более сложная задача – подбор двигателя постоянного тока. Он должен иметь рабочее напряжении 12-24 вольта, столько, сколько дают аккумуляторы. Важнейшая его характеристика – мощность. Если она чрезмерна (как, например, у стартерного двигателя от автомобиля), станут быстро садиться аккумуляторы, их хватит всего на какой-нибудь десяток минут работы. А при маломощном моторе буксировщик будет едва передвигаться. Нужна золотая середина! Лучше всего подойдут коллекторная динамо-машина постоянного тока или двигатели типа МУ-100 (рабочее напряжение 27 вольт, потребляемая мощность 120 ватт, 5500 об/мин) или МУ-30 (с параметрами соответственно 27 вольт, 108 ватт, 5600 об/мин). Можно поставить и двигатель СЛ-525А (24 В, 120 Вт)

Учитывая размеры деталей и узлов, используя наши эскизы, сделайте на миллиметровой бумаге в масштабе 1:1 чертежи. Теперь можно приступать к изготовлению силовой установки – сердце буксировщика.

Для корпуса потребуется водостойкая фанера толщиной 8 – 12 мм. Из нее вырезаем детали для несущей пластины и контейнеров под аккумуляторы. Габариты контейнеров зависят от размеров имеющихся аккумуляторов, которые должны свободно входить в футляры. Сверху контейнеров закрываются крышкой с резиновыми прокладками и заземляются прижимными замками. Все соединения в них должны быть герметичны, для чего после сборки надо все швы прошпаклевать водостойкой замазкой и прокрасить.

Герметичным должен быть и кожух для электродвигателя. Изготавливается он из отрезка трубы – железной, а еще лучше дюралевой. На токарном станке в ней с обеих сторон нарезается внутренняя резьба с шагом 1 – 1,5 мм. (Обратитесь за помощью к взрослым). Затем вытачиваются две заглушки, на которых также делают резьбу, соответствующую той, что на трубе. Через переднюю заглушку должен выходить приводной вал, на ней же помещают два подшипника (см. схему).

Сочленение валов ведомого и электродвигателя зависит от типа моторы и муфты. Передний конец выходного вала протачивается и на нем нарезается резьба М10. Тут будет закреплен винт. На передней заглушке крепятся прижимные шайбы с сальниками и цилиндр с подшипниками (см. рис.). Обе заглушки должны быть загерметизированы, их резьба промазывается масляной краской, например, суриком. Защитная металлическая сетка предохранит винт от попадания посторонних предметов, а ваши руки от травм.

Герметичным кожухом под электродвигатель может послужить консервная банка. Тогда не ее торец припаивают фланец для передней заглушки. Кронштейны крепления силового агрегата приваривают к кожуху двигателя или прикрепляют хомутами.

В корпусе любой конструкции нужно предусмотреть ввод для кабеля двигателя. Его можно сделать на кожухе в виде стакана с резьбой и уплотнительными втулками. Кабель должен быть в резиновой изоляции без повреждений, двухжильный, например, типа ШРПЛ-1,5х2. Такой же потребуется и для присоединения кнопки включения.

В контейнерах аккумуляторов делают по два кабельных ввода – для электродвигателя и для кнопки (см. рис.).

Как загерметизировать пусковую кнопку, понятно из нашего рисунка. Резиновая пробка засверливается под кабель, который должен продергиваться через нее с натягом. Наконец кабеля припаивается кнопка типа КН-1, соответствующая мощности электродвигателя, на нее надевается резиновая оболочка (детская соска или палец от резиновой перчатки), край которой плотно обматывается крепкими нитками. Пусковая кнопка устанавливается в корпус правой рукоятки. (На рисунке представлена рукоятка управления другой конструкции)

Осталось изготовить винт. Рекомендуем сделать его трехлопастным из листового материала – стали, дюрали, латуни, бронзы. Чем прочнее материал, тем он может быть тоньше. На листе делается разметка, накернивается центр, прочерчивается наружный диаметр, лопасти. Винт вырезается, засверливается центральное отверстие под вал диаметром 10 мм. Лопасти разворачивают на нужный угол, зажимая их концы в тисках.

На вал привода под винт устанавливают опорную шайбу, винт, прижимную шайбу и зажимают гайкой М10.

Водный буксировщик своими рукамиУстройство герметичного корпуса

1 – отрезок медицинского шланга (трубки)

2 – кольцо (от “пальца” резиновой перчатки)

3 – губчатая резина

4 – контакты (латунь)

5 – металлическая трубка с окнами

6 – бандаж (с пропиткой клеем)

7 – пробка.

Если испытания силовой установки прошли успешно, можно приступать к изготовлению поплавков. Их делаем из пенопласта, используемого для упаковки различных изделий. Склеивать можно обычной масляной краской. Вырезав поплавок, его обтачивают, шпаклюют и красят. Конфигурация может быть такой, как на нашем рисунке, или иной. Главное, чтобы поплавок держал на воде не только сам буксировщик, но и еще 30 – 40 кг груза. Не забудьте по периметру сделать четыре рукоятки – для его переноски.

И вот буксировщик изготовлен. Но прежде, чем отправляться в плавание, проверьте герметичность всех узлов, особенно кабельных вводом, кожуха электромотора, кнопки, аккумуляторных контейнеров. Надежно ли крепление поплавков, защитной сетки на винте? Лишь после этого под наблюдением взрослых спустите буксировщик на воду, испытайте его с одним, двумя пловцами. Если все нормально, значит, вы обзавелись прекрасной машиной для водных развлечений и игр.

Статья из журнала “Левша”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>