Сказка о паровозе, который ушел на покой

ПаровозикЖил-был на свете паровоз. Роста огромного, колеса красные, сам черный, блестит, словно лакированный. И голос под стать фигуре: зычный, густой бас. По всей округе раздается его громкое «у-у-у! уходите прочь с дороги, задавлю-у-у!» Всегда и ото всех слышал паровоз одни похвалы: «ах, какой наш паровоз быстрый! Ах, какой сильный!» И загордился. Кого ни встретит, всякому норовит дым в глаза пустить.

Да не заметил, бедняга, как подкралась к нему старость. Однажды еле-еле дотащился до станции.

- Не могу-у, – кричит, – у-устал!

Услыхал эти слова тепловоз и говорит:

- Отработали свое паровозы, пора на покой.

- За что же такая несправедливость? – обиделся паровоз. – Не мы ли больше века верой и правдой служили людям? Не мы ли в зной и в стужу, днем и ночью, по горам и равнинам, по тундрам и пустыням без устали тянули за собой тяжелые поезда?! А теперь вдруг на покой?!

- Да нет, не вдруг, – отвечает тепловоз. – Давно устарели паровозы. Уж больно прожорливые. Сколько вам угля надо? Посчитай-ка. Из каждых добытых шахтерами 100 тонн – 25 подавай вам. Добро бы это впрок шло. А то, как говорится, не в коня корм. Почти весь уголь вместе с дымом вылетает в паровозную трубу, рассыпается искрами из топки. На то, чтобы воду в котле кипятить, остается самая малость.

А сколько воды вам подавай! И не столько жаль воды, сколько жаль времени, которое вы тратите на водопой. Сам знаешь, через каждые 60 километров пути ты обязательно должен утолить жажду. Подойдешь к водокачке и стоишь под краном минут 15.  Один раз 15 минут, другой раз 15 минут. Так набегают часы. Сколько от этих стоянок угля зря сгорает, сколько времени попусту тратится. Так что давай-ка, брат, и, правда, на покой. А мы, тепловозы, вместе с электровозами тебя заменим: мы и моложе, и сильнее, и воды и угля нам не надо. Нам нефть да электричество подавай.

- Что же мне дома сидеть? – запыхтел паровоз. – Не могу так, не привык.

- Для тебя подыщем работу полегче, поспокойнее. Станешь ты на железнодорожной станции служить. Здесь ведь тоже всегда дело найдется. Будешь по станционным рельсам взад-вперед ходить – из вагонов поезда составлять. А  дальше уж мы с электровозом их повезем.

На том и порешили. Вот с тех пор паровозов на путях между станциями больше не встретишь – всюду тепловозы да электровозы. И пароходов тоже не стало. Вместо них волны бороздят теплоходы, электроходы, атомоходы.

Но хоть паровозы и пароходы давно на пенсии, у пара работы хватает. Что такое ГЭС? Это – гидроэлектростанция. Ток здесь добывают с помощью воды. А что такое ТЭЦ? Это – теплоэлектроцентраль. Ток здесь добывают с помощью тепла. Сжигают в топке уголь. От этого кипит в котле вода. Получается пар. Его гонят по трубам к машине – к турбине. Тугие струи раскаленного пара с ураганной силой дуют на лопатки-крылья ее огромных колес. А тысячекрылое колесо турбины бешено кружится и заставляет кружиться колесо другой машины. Той, которая вырабатывает электрический ток.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>